– В задании 45 мы разбирали пересказы басни И.А. Крылова «Лисица и виноград». В одном из них, подробном, дословно приводятся слова автора: «Хоть видит око, да зуб неймёт».
***
Можно привести и другие цитаты: «Да только воз и ныне там»; «. Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду».
***
Эти слова выделены, потому что в них выражены основная мысль текста и одна из важных мыслей мудреца. Эту мысль он не только высказывал, но и жил так, как говорил.
***
Вероятно, дословно можно привести слова «Два раза не умирать, а один раз не миновать». Они характеризуют ум солдата, его смелость.
***
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
***
Проводится на основе анализа выводов о назначении цитаты на с. 62. Учащиеся подтверждают выводы своими примерами или примерами из заданий параграфа.
В критериях оценивания сказано, что учащийся за верное выполнение задания 2 может получить максимальное количество баллов – 4 (четыре).
***
Если учащийся не допустил фактических ошибок, связанных с понимание текста, он получает 1 балл. Если допустил хотя бы одну фактическую ошибку, то получает 0 баллов.
***
Если ошибок при цитировании нет – 1 балл. Если допущена хотя бы одна ошибка при цитировании – 0 баллов.
***
Как же подготовить обучающегося к успешному выполнению второго задания итогового собеседования по русскому языку?
***
Первое, что должен объяснить учитель-словесник девятикласснику, это то, что первое и второе задание тесно связаны между собой.
***
- Помимо смысловой связи необходимо учить девятиклассников использовать формальные виды связи: местоимения, вводные слова, союзы.
***
Обязательно при подготовке ко второму заданию итогового собеседования по русскому языку надо основательно изучить тему «Цитирование».
***
Обязательно надо повторить с девятиклассниками два основных способа цитирования:
***
Ученикам надо напоминать, что в косвенной речи форму первого лица употреблять нельзя, а в прямую речь нельзя вводить высказывание при помощи изъяснительного придаточного.
- Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса.
***
Задание 2 В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – до 2-х минут.
Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише
***
***
ü пронумеруйте количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем!);
***
ü пользуйтесьзаписями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению
ü перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание;
***
- ü нельзя просто «прилепить»цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.
***
ü удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО: «высказывание»;
***
ü говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»;
***
ü всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»;
***
ü оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»;
Основные способы цитирования
- Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.
Цитата как продолжение предложения
« Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок! » — писал С. Маршак.
***
Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.
***
Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом ».
***
Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.
***
- Конечно, есть такие скептики, которые считают, что « как сказал – так и ладно. Все равно поймут! ».
***
Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).
***
При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.
***
Литература изъята из законов тления.
Она одна не признает смерти.
М. Е. Салтыков-Щедрин
***
Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:
***
- муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой.
***
Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, а точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки.
***
Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.