«один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»
***
***
***
***
***
***
***
«я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – таМуже никакой мелкоскоп взять не может»
***
В современных реалиях Левшу и его сослуживцев назвали бы настоящими трудоголиками:
***
Одной из основных черт Левши и его коллег автор называет хитрость ума, в которой их не превзойти даже придворным:
***
«туляки ему в хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил»
***
«Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять»
***
***
Несмотря на свою искусность и знаменитость, Левша относится к бедным слоям населения:
***
«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши»
***
***
***
***
«тятенька мой уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить»
***
***
«Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем»
***
***
***
***
***
Издержками религиозного воспитания объясняется его готовность к всепрощению, именно поэтому он так легко воспринимает несправедливые побои Платова:
***
***
***
- Лесков, однако, наделил Левшу также и чувством собственного достоинства, смелостью и решительностью:
***
***
***
***
***
«я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать»
***
***
Главный персонаж «Сказа» подвержен типичному русскому заболеванию – беспробудному пьянству:
***
***
«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся»
***
***
- Заканчивая повесть, автор говорит о гениальном Левше, забытом и брошенном на произвол судьбы за ненадобностью:
***
«Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований»
***
***
***
«Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил»
***
***
***
«Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил, – никак не мог ухватить.»
***
***
На момент повествования Платов сопровождает Александра I в европейских поездках:
***
«император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться при нем был донской казак Платов»
***
***
***
***
***
***
- Кроме того, блестящий военный довольно необразован, с точки зрения тех же придворных, например, он не знает и не хочет знать иностранных языков:
***
***
Нельзя, однако, считать казака неучем, так как нежелание изучать языки объясняется его убежденностью в том, что русским это не нужно:
***
***
Он вовсе не считает образование бесполезным, более того, полагает его необходимым для русских мастеров:
***
«Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет»
***
«Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит»
***
***
- «а Платов взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, – говорит, – принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли»»
***
Автор наделил персонажа многими чертами, характерными для русского человека. Он хитер:
***
Не любит, когда создают искусственные трудности, но может искренне посочувствовать:
***
***
***
Ездит он тоже всегда с максимальной скоростью, причем не жалеет ни людей, ни животных:
***
«А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся»
***
- Если же ему кажется, что дело нарочно затягивают, то становится откровенно жесток:
***
***
***
«Напрасно так нас обижаете, – мы от вас, как от государева посла, все обиды должны стерпеть»
***
«как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо ответа показал кулак»
***
***
***
«и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навел»
***
***
***
«я уже совсем отслужился и полную пуплекцию получил – теперь меня больше не уважают»
***
- Любопытный факт. Прототип Платова – реальный граф Платов умер еще при Александре I, до самой смерти командуя Донским казачьим войском.
Император Александр I, на момент повествования, путешествует по Европе и производит на иностранное окружение впечатление «ласкового» государя:
***
«везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»
***
«Англичане выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали»
***
«Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо»
***
Государь очень щедр, отличаясь при этом не меньшей слабохарактерностью. За то, что англичане «дарят» ему стальную блоху, он выплачивает им огромную сумму:
***
«Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями»
***
«Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай»
***
Подавленный превосходством англичан, совершенно не желает верить в русское мастерство:
***
***
«Больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся»
***
Несмотря на смелость Платова, доказывающего ему, что все дело в образовании и правильной организации, Александр не принимает всерьез его возражений:
***
Мало того, государь (победитель Наполеона) в описании Лескова настолько бесхарактерен и чувствителен, что даже военные дела вводят его в депрессию, от которой он в итоге и умирает:
***
«У государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота»
«Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было смятение»
***
***
«Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю поверить»
***
***
***
***
***
В основе противостояния Николая и иностранных мастеров, в первую очередь, лежит его собственное самолюбие:
***
***
Не в меньшей степени автор наделил государя и самоуверенностью. Он даже мысли не допускает, что его могут обманывать:
***
***
«Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что‑нибудь сверх понятия сделано»
***
***
«Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
Выписать цитаты из «Левши » характеризующие героев
1) «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.»;
***
2)». один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. «;
***
3) «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.»;
***
***
***
***
1) «. У государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота.»;
***
2) «Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай.»
***
***
***
2) «А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся.»;
***
3) «Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил. «.
***
***
1) «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный. «;
2) «. он на своих людей надеется. «;
3)». никакому иностранцу уступать не любил. «.
Образ и характеристика Левши в повести «Левша» Лескова: описание внешности и характера в цитатах
***
***
***
«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.»
***
«Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. У нас это так повсеместно. «
***
«. да всю крышу с маленького домика сразу и своротили. у мастеров в их тесной хороминке. » (от слова «хоромы»)
***
«. тятенька мой уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить. » (тятенька — то есть отец)
***
***
«. за шивороток косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели. «
***
(казакин верхняя одежда, короткий кафтан, застёгиваемый на крючки; опорочки истоптанные башмаки;
озямчик русская старинная верхняя одежда.)
***
Левша — глубоко верующий человек, как и его земляки-туляки. Левша не приступает к делу без Божьего благословения:
***
***
«Туляки. известны также как первые знатоки в религии. Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела. «
***
***
«. туляки ему в хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил. «
***
«Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять. «
***
***
***
***
***
***
«. Надо, – говорит, – всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.»
***
«. я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – таМуже никакой мелкоскоп взять не может.»
***
***
***
***
«. я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать.»
***
***
***
***
«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
***
И с этою верностью Левша перекрестился и помер. Государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой Крымской кампании.»
***
«Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований. «
***
В результате вдохновенной и «безотдышной» работы им и удается сотворить свое немалое чудо — подковать блоху.
***
. на каждом шагу дает себя знать разнузданное самовластие одних и бесправие и униженность других. В глазах писателя такой склад отношений — горе России.
***
Это был цитатный образ и характеристика Левши в повести «Левша» Лескова: описание внешности, характера и личности героя в цитатах.
***
«. один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. «
***
Драл за космы паренька учитель, значит, умудрился парень быть не особо старательным и прилежным учеником.
***
Образ таланта из глубинки
Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они не отдали раньше завершения, не боясь гнева атамана, довели все до конца.